Содержание
- Сказкотерапия для детей: подходит и подросткам, и взрослым
- Что такое сказкотерапия для детей
- Ценность психологической сказкотерапии
- Методы коррекции сказкотерапии
- Икогенологический подход
- Особенности сказкотерапии для дошкольников
- Сказкотерапия для школьников и подростков
- Психологическая сказкотерапия для взрослых
- Как нам помогают сказки? Ответ cказкотерапевта
- Что помогает развить смысловую чувствительность
- Как человек поймёт, что его внутренняя проблема решена?
- Как работает динамика сказки
- Сказкотерапия для детей и взрослых в нашем центре
Сказкотерапия для детей: подходит и подросткам, и взрослым
Сказкотерапия для детей, подростков и даже взрослых — современное, но хорошо изученное направление в психологическом консультировании, подвид арт-терапии, также известный как икогенология.
Сказка — кладезь мудрости, формирующий отношение к определённым явлениям, обогащающий интеллектуально и духовно, помогающий принять решение и найти выход из травмирующей ситуации.
Поэтому сказкотерапия для детей очень востребованный метод работы в нашей клинике.
Что такое сказкотерапия для детей
Сказкотерапия для детей — метод психологической помощи, основанный на использовании сказок и историй для решения эмоциональных и психологических проблем.
В процессе сказкотерапии дети могут не только слушать, но и создавать собственные сказки, что помогает им выразить свои чувства, переживания и мысли в безопасной форме.
Сказки с древности использовались как воспитательный инструмент — перенеся любую идею на вымышленную реальность, взрослый практически получает ключ от подсознания ребёнка. На примере персонажей придуманной истории можно:
- научить справляться с конфликтами и трудностями;
- показать разницу между смелостью и безрассудностью;
- узнать новое и даже посмотреть на себя со стороны.
Ценность психологической сказкотерапии
Особенность психологической сказкотерапии — завуалированность, метафоричность преподносимой идеи.
Одна часть информации воспринимается сознанием, а другая — уходит в подсознание, а потому работает на глубоком уровне, с источниками внутренних конфликтов, противоречий, страхов.
То же самое происходит на сеансе психотерапии, но сказкотерапия для школьников или малышей расширяет возможности коммуникации, а также помогает в общении с эмоционально закрытым или отвергающим помощь взрослым. Специалист ведёт клиента по пути самопознания, используя вымышленные образы и символы как эффективные инструменты для работы.
Сказка всегда находит отклик в сердце человека, поэтому у каждого взрослого и ребёнка есть любимый вымышленный герой, пришедшаяся по душе история.
Со временем вкусы неизбежно меняются, появляются новые любимые герои или сюжеты — это сопровождает взросление, личностное, интеллектуальное, духовное развитие, означает, что нам удалось справиться с одними трудностями и наступил момент перехода на другой уровень, к другим задачам.
Методы коррекции сказкотерапии
Метод коррекции сказкотерапии подходит для решения любых психологических проблем:
- страхов;
- гиперактивности, агрессии;
- реакции на потерю близкого или смену обстоятельств;
- дисбаланса в семейных отношениях;
- расстройства пищевого поведения;
- трудности при общении с ровесниками;
- конфликтов.
Диагностическая функция заключается в оценке реакции человека на сказочную историю: какие моменты кажутся ему важными, персонажи — положительными или отрицательными, сцены — интересными или пугающими.
Работа со сказкой происходит несколькими способами: повествование истории, рисование или лепка персонажей, обсуждение, театральный или кукольный спектакль по мотивам.
Икогенологический подход
Икогенология — научная дисциплина, изучающая влияние и использование искусства и культуры на процесс обучения и развития личности.
Основное внимание уделяется тому, как художественное выражение, включая музыку, живопись, литературу и театр, может способствовать эмоциональному и когнитивному развитию, формированию навыков общения и улучшению социальной адаптации. Икогенология также анализирует, как искусство помогает людям справляться с внутренними трудностями и улучшать качество жизни, делая его значимым инструментом в образовании и психотерапии.
В основу икогенологии ложатся любые сказки:
- художественные;
- народные;
- авторские;
- медитативные;
- психокоррекционные;
- дидактические;
- также притчи, мифы, легенды;
- анекдоты и даже детективы.
Придумать историю можно самому, соблюдая этапность сюжета:
- Знакомство с персонажами, наделёнными необходимыми чертами характера.
- Развёртывание конфликта, столкновение с трудностями.
- Успешное решение проблемы.
- Счастливый конец, извлечение урока из произошедшего.
Обычно главный герой должен ассоциироваться у клиента с собой, а история — подразумевать возможность выбора, принятия решения. Ключевая проблема зашифровывается в виде метафоры, чтобы не быть отвергнутой сознанием.
Особенности сказкотерапии для дошкольников
У сказкотерапии для дошкольников есть несколько особенностей. Ребёнок знакомится со сказками в первые 1–2 года жизни, сначала воспринимая только примитивные и повторяющиеся сюжеты («Колобок»), а затем, к 5–6 годам, обретают интерес к более сложным, скрывающим психологический посыл, историям.
Сказкотерапия для дошкольников предполагает выбор простых историй, рассказываемых примерно за 5 минут, чтобы ребёнок не успел утомиться.
Обязательно сюжет должен вызывать эмоции — отклик, желание узнать, что произошло дальше, возмущение поступками отрицательных героев. При этом важно избегать поучающего тона и соблюдать баланс между пользой от истории и удовольствием от волшебной вселенной, где любые мечты могут сбыться.
В конце рассказчик предлагает обсудить сюжет, поделиться впечатлениями, сформулировать выводы.
Сказкотерапия для школьников и подростков
Сказкотерапия для школьников отличается тем, что дети 7–16 лет хорошо воспринимают более сложные истории, скрывающие философские вопросы и содержащие несколько сюжетных линий.
Для младших школьников важными будут темы взаимоотношений с родителями, друзьями, одноклассниками, учителями, а для подростков — личностной самоидентификации и самооценки, выстраивания единой картины мира, проработки внутренних конфликтов, протестов.
Дополнительными, усиливающими эффект и снимающими напряжение, инструментами сказкотерапии для детей становятся:
- интерактивность, совместное придумывание сюжетных линий, с отслеживанием эмоционального компонента (волнение, сбивчивая речь);
- создание кукол по мотивам истории, совместная игра;
- медитативное рисование при прослушивании сказки;
- групповая терапия для обсуждения.
При применении сказкотерапии для подростков нужно учитывать возможное сопротивление: нежелание заниматься «детскими занятиями», под которым маскируется стеснение.
В этом случае помогает выбор истории: более серьёзной, глубокомысленной, например, притчи, либо вовлечение в сюжет любимых персонажей ребёнка из других книг или фильмов.
Психологическая сказкотерапия для взрослых
Психологическая сказкотерапия для взрослых открывает доступ к подсознанию, помогает выйти из жизненного тупика или просто посмотреть на происходящее со стороны, освободившись от предубеждений и рационализации.
Сказки отражают базисные паттерны психики человека, и это не зависит от возраста или культурных особенностей.
Столетия назад создавались совершенно идентичные сюжеты у народов, не встречавшихся в реальности и живущих в разных условиях. Китайские, русские или европейские народные сказки часто бывают похожими, ведь набор психологических проблем, с которыми сталкиваются люди, не так широк, а механизм работы психики одинаков для всех.
Существуют специальные метафорические сюжеты, используемые психотерапевтами для работы со взрослыми.
В отличие от детских терапевтических сказок, они часто не предполагают очевидных решений.
Как нам помогают сказки? Ответ cказкотерапевта
К сказкам нужна «смысловая чувствительность». Это особый вид восприимчивости информации при котором наше сознание одновременно ощущает присутствие многослойности смыслов.
То есть сознание и чувства одномоментно «понимают», что сказка одновременно рассказывает о многом. Не только о том, что на поверхности.
Смысловую чувствительность несложно развивать. Достаточно задать вопрос: о чём для меня эта сказка?
И дать на этот ответ хотя бы пять-семь, а лучше двенадцать ответов. Тогда наш ум сможет выйти из тисков буквального восприятия сюжета, и избежать плоской его трактовки.
Что помогает развить смысловую чувствительность
Сказкотерапевт помогает человеку развить в себе смысловую чувствительность. И тогда возникает доверие к сказке как проводнику, наставнику и лекарю, способному:
- вылечить самые глубокие травмы;
- извлечь самые застарелые занозы из души;
- вывести через слёзы осколки кривого зеркала тролля, заставляющего обманывать самого себя.
Сказки, действительно, способны сами по себе, без помощи психолога тонко прорабатывать на иррациональном и смысловом уровнях ключевые проблемы человека. Поэтому сказкотерапия для детей и взрослых очень хорошо востребована в психологическом консультировании.
Как человек поймёт, что его внутренняя проблема решена?
Постепенно человеку станет спокойнее внутри себя, потом в голову начнут приходить интересные и продуктивные комбинации, появятся силы действовать в благотворном направлении.
Допустим, человек длительное время пребывал в стрессе, его положение казалось ему безвыходным. Помимо обычной работы на терапевтической сессии, психолог «прописал» ему ежедневно 2 раза в день смотреть мультсказку «Летучий корабль».
Сам человек в таком психологическом состоянии вряд ли бы захотел смотреть этот мультфильм. А раз «прописали», значит, надо «принимать лекарство»!
Первые два дня он смотрел с недоверчивой, скептической усмешкой, втайне поругивая психолога, а на третий-четвёртый день стал замечать, что настроение-то у него изменилось. Он стал чаще улыбаться, появились интересные идеи, захотелось встретиться со старыми друзьями.
Как работает динамика сказки
Просто мультсказка спокойно и деликатно вела во внутреннем мире человека свою работу. Ведь, например, «Летучий корабль» — это потрясающая жизнеутверждающая сказка!
Царевна Забава выходит из глубочайшего кризиса, трубочист креативен и открыт миру, у него лёгкий и упорный нрав, он живёт по своей правде.
Все образы, музыка, песни, вся в целом динамика мультсказки, — это команда спасателей, которая прочищает внутренние «трубы», убирает застои энергии и токсичные засоры. И всё это происходит «в обход царя» - то есть в обход сознания человека, которое в данный момент заражено паникой и унынием.
Если смысловая чувствительность находится у человека в активном состоянии, сказка будет его помощником, лекарем и даже поводырём в сумеречных зонах сознания.
Но если смысловая чувствительность пребывает у человека в спящем режиме, то требуется помощь психолога или сказкотерапевта, чтобы её включить. Без этого сказка будет восприниматься не более чем «глупой безделицей».
Сказкотерапия для детей и взрослых в нашем центре
Метод сказкотерапии для детей и взрослых в нашем центре — действенный инструмент для работы с психологическими проблемами, позволяющий воспринимать и анализировать свои чувства через призму сказочных символов.
Икогенология помогает справиться с разными задачами, подходит людям любого возраста и нередко используется для самостоятельной проработки переживаний.
В психотерапии используются и хорошо известные сюжеты для рассмотрения под другим ракурсом или на более глубоком уровне, а ещё можно писать истории самому — творчество открывает путь к самопознанию.
Психологическая сказкотерапия для детей и взрослых помогает справиться с переживаниями, уменьшить телесную реакцию на стресс, побороть депрессию или тревогу.
Цены
Отзывы
Специалист