Ранним называют естественное психическое развитие детей 1-3 лет. В этом возрасте формируются и развиваются общие способности, которые в дальнейшем будут совершенствоваться и разграничиваться. По большей части они возникают не сами по себе, а при участии взрослых и использовании определенных форм деятельности.
Значение раннего развития
Раннее развитие включает познавательную активность, воображение, любознательность, уверенность в себе и множество других аспектов. От них зависит полноценность жизни ребенка в окружающем мире. В дальнейшем это повлияет на его интеллектуальный и личностный рост.
Раннее развитие – естественный процесс, потому важно организовать ребенку соответствующие условия. Именно окружающее его пространство помогает познавать мир. Идеальный вариант в таком возрасте – игровая форма. Правильно подобранные методики увлекают ребенка и помогают ему развиваться. При этом следует помнить о важности физического развития, общения.
В раннем развитии детей есть важное правило – нельзя заставлять их делать что-то насильно. Игровая форма ненавязчива, не выбивает ребенка из привычного ритма. Следует помнить, что на раннее развитие ребенка влияет множество факторов, включая уход за ним, культуру воспитания, режим дня.
Педагогическая лаборатория
Педагогическая лаборатория представляет собой систематизированную базу данных материалов по раннему развитию детей. Она ориентирована на родителей и педагогов, помогает повысить их компетентность в образовательной сфере. База включает преимущественно игровые пособия. Основное направление – сенсорное развитие:
- бизиборд – доска или иная основа с различными элементами для развития мелкой моторики, мышления;
- игры-шнуровки, на липучках;
- тактильные панели – ребенок познает мир с помощью органов чувств;
- развивающие игры Воскобовича;
- игровые наборы «Дары Фребеля».
Каждый раздел включает картотеку игр и рекомендации по их применению. Важно не просто использовать все эти пособия, но и грамотно организовать игровую деятельность с их применение. Обязательно учитываются индивидуальные особенности, включая ограниченные возможности здоровья.
Педагогическая лаборатория доступна и практична. Многие сенсорные пособия можно сделать самостоятельно. Все материалы в базе актуальны и регулярно обновляются, поскольку появляются новые технологии, методики развития.
Нужно учитывать, что ранее начало занятий, именно занятий двигательных, с проработкой всех рефлексов, поможет минимизировать задержки и нарушения в развитии ВПФ и способствовать гармоничному развитию малыша.
На приёме у специалиста