Кудленок Виктория Евгеньевна - клинический психолог, нейропсихолог нашего Семейного Центра неврологии и педиатрии и её нейропсихологический взгляд на коррекцию речевых расстройств у детей.
Содержание
- Нейропсихологическая коррекция нарушений речи: как работать с тяжелыми случаями
- Роль диагностики нейропсихолога в выявлении когнитивных нарушений
- Консультация нейропсихолога в Семейном центре неврологии и психиатрии
- Как определить, когда обращаться к нейропсихологу?
- Комплексная диагностика в нашей нейропсихологической лаборатории
Нейропсихологическая коррекция нарушений речи: как работать с тяжелыми случаями
Семейный центр неврологии и педиатрии предлагает вашему вниманию услугу — нейропсихологическая коррекция нарушений развития речи у детей.
Нарушение развития речи встречается у детей, довольно часто, иногда эти расстройства носят легкий, проходящий характер, эту группу называют задержкой развития речи (ЗРР), но за этим могут стоять и другие более серьезные нарушения речи.
Существует несколько групп нарушений развития речи и в каждой есть свои составляющие. Также существует несколько различных классификаций речевых расстройств у детей, мы рассмотрим некоторые из них.
Первая, психолого-педагогическая, в которой выделяют ФФН (фонетико-фонематические нарушения) и ОНР (общее недоразвитие речи 4х уровней)
Вторая классификация медицинская, где выделяют нарушения сенсорной и моторной составляющих речи (алалии моторная/сенсорная, дислалии, дисфазии, дизартрии).
Указанные нарушения являются тяжелыми, входящими, как правило, в более глобальный синдром нарушений нейроразвития детского возраста.
Роль диагностики нейропсихолога в выявлении когнитивных нарушений
Когнитивные нарушения требуют пролонгированного психолого-медико-педагогического сопровождения, и в обязательном порядке, ребенку необходима диагностика нейропсихолога.
Ребенок наблюдается врачом неврологом, при соответствующих показаниях получает терапию. Нейропсихологическая коррекция в составе терапии речевых нарушений является вспомогательным инструментом.
Ребенка, у которого выявлены нарушения сенсорной составляющей речи, например, нарушение фонематического слуха или семантической стороны, т.е. понимания речевых конструкций, ведет логопед, он является основным специалистом. Нейропсихологическая коррекция в этом случае должна плотно пересекаться с логопедической, специалисты логопед и нейропсихолог, обсуждают программу занятий и на нейрокоррекции ребенок закрепляет полученные знания и отрабатывает навыки. В этом случае очень полезными будут упражнения на слуховое внимание, как речевое, например, «поймай звук в слове», так и неречевое «что гудит, где пищит» и т.д..
Диагностика нейропсихолога позволяет не только точно определить источник и степень проблем, но и разработать индивидуализированные стратегии вмешательства, направленные на восстановление и улучшение когнитивных функций пациента.
Консультация нейропсихолога в Семейном центре неврологии и психиатрии
В случае если у ребенка выявлены моторные нарушения, консультация нейропсихолога в нашем Семейном центре неврологии и психиатрии предоставляет уникальную возможность для комплексного анализа когнитивных функций и эмоционального состояния, способствуя более эффективному подходу к диагностике и лечению неврологических и психических расстройств.
В первую очередь проводится медикаментозное лечение и логопедический массаж, в некоторых случаях требуется подключение физического терапевта, могут быть рекомендованы занятия АФК (адаптированная физкультура) . А на занятиях с нейропсихологом, основной упор делается на развитие общей и мелкой моторики, укрепление тонуса организма, с помощью методов сенсомоторной коррекции, включающие и развитие темпо-ритмической составляющей «повтори ритм, угадай ритм».
Как определить, когда обращаться к нейропсихологу?
Прежде чем ответить на вопрос о том, когда обращаться к нейропсихологу, необходимо пояснить, что в коррекции комплексных нарушений развития, таких как, задержка психического развития, расстройства аутистического спектра, синдром гиперактивности и т.д. необходима команда специалистов, где есть ведущий специалист и есть помогающие.
Так, например, в работе с детьми с ЗПР главная роль в коррекции отводится дефектологу. В работе с детьми с РАС и СДВГ основную скрипку играет психолог/нейропсихолог, владеющий методами когнитивно-поведенческой терапии.
В каких случаях нейропсихологическая коррекция может быть рекомендована, как самостоятельный метод. В первую очередь, в целях профилактики рисков учебных трудностей, в рамках подготовки к школе или в коррекции уже имеющихся. Комплексная нейропсихологическая коррекция, в этих случаях, должна включать в себя проработку таких составляющих психической деятельности в целом и отдельных ее функций, как:
- развитие функций программирования, регуляции и контроля (произвольности), здесь используются дневники самонаблюдения, приемы рефлексии, тайминг, планинги и система поощрения в виде наклеек, жетонов и так далее
- развитие пространственных представлений, начиная со схемы тела, до квазипространственных представлений (речевых конструкций, в том числе причастных и деепричастных оборотов, инвертированные формы). Это крайне важно для преодоления нарушений понимания речи (дислексии), а также и в освоении математики (дискалькулии).
- развитие моторики, как общей, для преодоления моторной неловкости, так и мелкой, что крайне важно при профилактике моторной дисграфии.
- совершенствование всех видов восприятия, внимания и памяти.
Комплексная диагностика в нашей нейропсихологической лаборатории
Нейропсихологическая лаборатория занимается комплексной диагностикой когнитивных функций и эмоционального состояния пациентов с использованием современных научных методов и технологий.
В процессе диагностики мы применяем стандартизированные тесты, позволяющие выявить нарушения памяти, внимания, исполнительных функций и других когнитивных процессов.
Все методики проводятся квалифицированными специалистами, которые тщательно анализируют полученные данные и разрабатывают индивидуальные рекомендации для каждой ситуации.
Мы используем как традиционные, так и инновационные подходы, включая нейропсихологическую оценку и нейровизуализацию, чтобы получить полную картину состояния пациента. Наша цель — не только диагностика, но и помощь в планировании эффективной программы реабилитации, способствующей восстановлению и улучшению качества жизни пациентов.
Записаться на нейропсихологическую коррекцию нарушений речи, вызвать врача или получить консультацию можно по телефону:
Также доступна запись онлайн на нашем сайте, администраторы ответят на вашу заявку в тот же день.
Отзывы
Специалист