Наши специалисты приняли участие во Всероссийской научно-практической конференции «Азбукинские слушания. Коррекционная педагогика в психиатрии», которая проходила в Научно-практическом центре психического здоровья детей и подростков им. Г. Е. Сухаревой ДЗМ
Думаю, что неслучайно I Всероссийская конференция «Коррекционная педагогика в психиатрии» открылась 1 июня, в день защиты детей. После бесконечных онлайн-встреч это — подарок: можно с коллегами пообщаться очно.
Конечно, речь шла о наших детях. Задача специалиста — поддержать родителя в принятии ребенка с особенностями развития. Главное то, что ребенок у родителя ЕСТЬ. Это — общечеловеческая ценность.
Много говорили о дефектологическом образовании. С сентября не будет у нас бакалавров и магистров, возвращается специалитет. Обсуждаются дополнительные узкие специализации, одна из них — ранняя помощь.
Очень порадовали мастер-классы, особенно по мим-терапии, говорили о том, как не выгорать и нам, специалистам, и родителям.Как поддержать семью, которая столкнулась с непроходящими особенностями их малыша, с трудностью контакта с ним? Об этом мы говорили на втором дне конференции.
Мама предпринимает попытки развить и удержать взаимодействие со своим малышом, в ответ не получает отклик или получает отказ. Мама в растерянности, в чем проблема ребенка, какова глубина проблемы?
Мама сталкивается с раздражением и уязвимостью, депрессивными переживаниями, собственной неумелостью. Маме кажется: «Ну вот, сейчас походим на занятия, малыш заговорит и будет у нас все нормально, обычно». Мама ждет положительной динамики, а она не приходит. Малыш заговорил, но глубина проблемы обозначилась другая, и уже на новом уровне маме опять предстоит искать пути решения.
У мамы проявляется хроническая тревожность и эмоциональное истощение, связанные с накоплением негативного опыта взаимодействия с ребенком.
Раннее начало сопровождения семьи — выход из этой ситуации.
Причем, сопровождение не одним специалистом, а несколькими. Пока большого количества центров сопровождения у нас в стране нет, но и родительское движение, и специалисты говорят и пишут об этом.
Бывает так, что между первыми тревожными звоночками в поведении ребенка и обращением за помощью к специалисту проходит много времени. Иногда наблюдаю, что внутри семьи есть разногласия по поводу понимания проблем ребенка. Часто обращение к специалисту оставляет у мамы негативный опыт. Тот специалист, который первым сообщил семье, что у ребенка есть особенности аутистического спектра или умственная недостаточность, становится «отрицательной фигурой». Родители продолжают поиск «хорошего» специалиста, который скажет другое — хорошее, поставит другой диагноз.
На конференции в нескольких выступлениях прозвучала надежда, что служба помощи семьям у нас стает большой, всем детям во всех городах хватит специалистов.
Другая большая тема конференции — помощь детям со множественными нарушениями. После того, как стали выхаживать малышей с 22 недель и массой от 500 г, таких детей стало много. Опять возникает вопрос подготовки кадров, особенно, специалистов ранней помощи.
Если у родителя есть тревога по поводу развития ребенка, лучше обратиться в центр.
В нашем центре невролог, психиатр, нейродефектолог, нейропсихолог проведут диагностику и расскажут о том, как и чем заниматься, дадут рекомендации, как организовать среду для работы дома.
Конференция была насыщенной, дала целостную картину того, что происходит в нашем профессиональном сообществе. Лично для меня принадлежность к сообществу очень важна.
Всем здоровья!
Нейродефектолог Шмелева Елена Валерьевна