Что важно для освоения речи ребенком и почему столь велика роль игры?
Исторически первая функция речи – коммуникативная, то есть передача информации другому человеку и получение обратной связи.
Для развития речи для ребенка важна смысловая среда, то есть то пространство, где «живут» существительные – предметы и глаголы - действия.
«Территория» смыслов раннего речевого развития ребенка должна быть наделена положительными эмоциями. Физиологически на фоне положительных эмоций головной мозг учится и формирует полезные навыки и таким образом, дети учатся быть любопытными.
Как условие развития речи, у ребенка должны быть активные действия с предметами – игрушками, то есть важным условием формирования речевого высказывания является игра.
Для маленького ребенка игра должна быть подвижной и иметь сюжет здесь и сейчас, в настоящем моменте и без технических средств ( компьютеров и т.п.) для того, чтобы «работала» живая обратная связь с родителями и другими детьми.
Практический совет
Очень полезно для развития речевой сферы ребенка как Высшей Психической функции посадить его перед Песочницей, где много куколок и фигурок . Где смысловая среда приближена к натуральной.
Например , из 15 фигурок ребенку нужно выбрать для задуманного сюжета только 4 или 5 . А это уже работа мышления , то есть моделирование мысли с предметами . Ведь известно , что запуску речи предшествует замысел , а это работа двигательной коры головного мозга.
Песочница представляет собой наглядное пространство , которое позволит ребенку в процессе игры не просто наращивать словарь и стимулировать фразы, но даже отрабатывать грамматику символическими действиями с фигурками.
Таким образом, через действия в игре у ребенка повышается мотивация, то есть интерес и любопытство и формируется на глазах коммуникация , как основа для формирования слова и дальнейшей фразы.
Логопед – нейродефектолог
Шустова Елена Ивановна