Проявления школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста
Новый школьный этап волнителен и для родителей, и для детей. Всем родителям хочется, чтобы школьная жизнь их малыша сложилась как можно лучше.
Первые недели ребенок привыкает к новым условиям, учителю и одноклассникам; к новой обстановке и режиму дня. В эти несколько недель происходит адаптация ребенка к школе. Это время, когда у ребенка формируется отношение к обучению, учителю и одноклассникам.
Период адаптации к школе длится от нескольких недель до нескольких месяцев. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка и участия взрослых (родителей, учителя, школьного психолога). Порой в течение года ребенок может отказываться идти в школу. Не выспался или не выучит урок, боится отвечать у доски или поссорился с другом. Чуткий родитель выслушает и постарается разобраться в чем причина такого поведения ребенка.
Если это единичные случаи проблемного поведения, чаще всего они легко устранимы. Главная задача родителя в этот момент сразу отреагировать на «сигналы», которые подает ребенок. Поддержать и помочь справиться. Например, помочь примириться с одноклассником, отрегулировать режим дня, чтобы ребенок мог отдохнуть.
Но если у ребенка наблюдается стабильная неуспеваемость, он не может контролировать свое поведение в школе, регулярно конфликтует с одноклассниками и учителем, это может быть показателем школьной дезадаптации. Если ребенок не получает помощи от взрослых и не может справиться с ситуацией сам, то начинает психологически защищаться через асоциальные поступки.
Ругая ребенка, взрослые только усугубляют ситуацию.
На какие особенности поведения необходимо обратить внимание, чтобы вовремя помочь ребенку:
- ребенок не успевает по большинству предметов;
- отказывается выполнять домашнее задание;
- на уроках не активен, отказывается выходить к доске;
- отказывается идти в школу;
- игнорирует школьные правила;
- не реагирует на требования и замечания старших или дерзит взрослым;
- регулярно конфликтует с одноклассниками и т.п.
Если все эти трудности наблюдаются не по одиночке, а целым «букетом» у одного ребенка, можно говорить о школьной дезадаптации.
Таким образом, школьная дезадаптация – это расстройство адаптации ребенка школьного возраста к условиям учебного учреждения, при котором снижается способность к обучению, ухудшаются взаимоотношения с учителями и одноклассниками. Ситуация школьной дезадаптации может возникнуть как в начале обучения, так и в середине учебного года.
Причины школьной дезадаптации могут быть в следующем:
- Неготовность к обучению в школе. Важны не только интеллектуальная и физическая готовность к школе, а также и эмоциональная. Если у ребенка повышенный уровень тревожности, он чрезмерно ранимый и обидчивый или агрессивный и неуравновешенный, родителям такого ребенка необходимо обратиться за помощью к специалистам еще до школы. Так как в период адаптации к школе все эти эмоциональные особенности ребенка могут обостриться и помешать ему успешно адаптироваться к новым жизненным реалиям.
- Низкий уровень познавательного развития.
- Проблемы с речью или слухом.
- Отсутствие интереса к учебе.
- Гипервозбудимость.
- Неадекватная самооценка.
- Ведущей деятельностью у ребенка остается игра.
Как можно помочь ребенку справиться со сложившейся ситуацией:
- Учебную нагрузку необходимо увеличивать постепенно. Не стоит совмещать начало школьной жизни с резким увеличением внешкольных занятий.
- Ребенку важен щадящий режим дня. Необходимо оставлять время для игр, отдыха и прогулок.
- Важно сравнивать ребенка только с ним самим. Оценивать его собственные достижения. Делать акцент на сильных сторонах и положительных достижениях. Чаще хвалить!
- Развивать интерес к учебе через игру.
- Поддерживать доброжелательное отношение к учителю и одноклассникам.
- Развивать произвольное поведение. Учить доводить начатое до конца. Даже если ребенку трудно или не интересно.
Проблема школьной дезадаптации обычно требует комплексного подхода, когда ребенку и родителям помощниками в этот период становятся учитель, психолог, логопед и нейропсихолог, при необходимости – врач-невролог.
Интересуйтесь школьной жизнью ребенка. Прислушивайтесь к нему, будьте чуткими и внимательными. При первых тревожных сигналах обращайтесь за помощью к специалистам.