Содержание
- Проблема школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста
- На какие особенности поведения необходимо обратить внимание для преодоления школьной дезадаптации
- Проявления школьной дезадаптации
- Как избежать проблем в школе: помощь ребенку со сложившейся ситуацией
Проблема школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста
Школьная дезадаптация представляет собой состояние, при котором ребенок испытывает трудности в адаптации к образовательной среде и не может успешно интегрироваться в школьное сообщество.
Проблема школьной дезадаптации является многофакторной и требует комплексного подхода к ее решению.
Важно вовремя выявить признаки дезадаптации и организовать соответствующую поддержку для ребенка, чтобы помочь ему успешно адаптироваться к школьной среде и развить необходимые навыки для будущей жизни.
Работа всех участников образовательного процесса — от родителей до педагогов и специалистов — может играть ключевую роль в помощи детям, испытывающим трудности в адаптации.
Напишите нам в Whatsapp |
Новый школьный этап волнителен и для родителей, и для детей. Всем родителям хочется, чтобы школьная жизнь их малыша сложилась как можно лучше.
Первые недели ребенок привыкает к новым условиям, учителю и одноклассникам; к новой обстановке и режиму дня. В эти несколько недель происходит адаптация ребенка к школе.
Это время, когда у ребенка формируется отношение к обучению, учителю и одноклассникам.
Период адаптации к школе длится от нескольких недель до нескольких месяцев. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка и участия взрослых (родителей, учителя, школьного психолога).
Порой в течение года ребенок может отказываться идти в школу. Не выспался или не выучит урок, боится отвечать у доски или поссорился с другом.
Чуткий родитель выслушает и постарается разобраться в чем причина такого поведения ребенка.
Если это единичные случаи проблемного поведения, чаще всего они легко устранимы.
Главная задача родителя в этот момент сразу отреагировать на «сигналы», которые подает ребенок.
Поддержать и помочь справиться. Например, помочь примириться с одноклассником, отрегулировать режим дня, чтобы ребенок мог отдохнуть.
Но если у ребенка наблюдается стабильная неуспеваемость, он не может контролировать свое поведение в школе, регулярно конфликтует с одноклассниками и учителем, это может быть показателем школьной дезадаптации.
Если ребенок не получает помощи от взрослых и не может справиться с ситуацией сам, то начинает психологически защищаться через асоциальные поступки.
Ругая ребенка, взрослые только усугубляют ситуацию.
На какие особенности поведения необходимо обратить внимание для преодоления школьной дезадаптации
Преодоление школьной дезадаптации требует внимательного наблюдения за поведением ребенка и выявления признаков, которые могут указывать на его трудности в адаптации к образовательной среде.
- ребенок не успевает по большинству предметов;
- отказывается выполнять домашнее задание;
- на уроках не активен, отказывается выходить к доске;
- отказывается идти в школу;
- игнорирует школьные правила;
- не реагирует на требования и замечания старших или дерзит взрослым;
- регулярно конфликтует с одноклассниками и т.п.
Если все эти трудности наблюдаются не по одиночке, а целым «букетом» у одного ребенка, можно говорить о школьной дезадаптации.
Таким образом, школьная дезадаптация – это расстройство адаптации ребенка школьного возраста к условиям учебного учреждения, при котором снижается способность к обучению, ухудшаются взаимоотношения с учителями и одноклассниками.
Ситуация школьной дезадаптации может возникнуть как в начале обучения, так и в середине учебного года.
Проявления школьной дезадаптации
Проявления школьной дезадаптации могут быть в следующем:
- Неготовность к обучению в школе. Важны не только интеллектуальная и физическая готовность к школе, а также и эмоциональная.
Если у ребенка повышенный уровень тревожности, он чрезмерно ранимый и обидчивый или агрессивный и неуравновешенный, родителям такого ребенка необходимо обратиться за помощью к специалистам еще до школы.
Так как в период адаптации к школе все эти эмоциональные особенности ребенка могут обостриться и помешать ему успешно адаптироваться к новым жизненным реалиям.
- Низкий уровень познавательного развития.
- Проблемы с речью или слухом.
- Отсутствие интереса к учебе.
- Гипервозбудимость.
- Неадекватная самооценка.
- Ведущей деятельностью у ребенка остается игра.
Как избежать проблем в школе: помощь ребенку со сложившейся ситуацией
Как избежать проблем в школе? Что нужно сделать?
- Учебную нагрузку необходимо увеличивать постепенно.
Не стоит совмещать начало школьной жизни с резким увеличением внешкольных занятий.
- Ребенку важен щадящий режим дня. Необходимо оставлять время для игр, отдыха и прогулок.
- Важно сравнивать ребенка только с ним самим. Оценивать его собственные достижения.
Делать акцент на сильных сторонах и положительных достижениях. Чаще хвалить!
- Развивать интерес к учебе через игру.
- Поддерживать доброжелательное отношение к учителю и одноклассникам.
- Развивать произвольное поведение.
Учить доводить начатое до конца. Даже если ребенку трудно или не интересно.
Проблема школьной дезадаптации обычно требует комплексного подхода, когда ребенку и родителям помощниками в этот период становятся учитель, психолог, логопед и нейропсихолог, при необходимости – врач-невролог.
Интересуйтесь школьной жизнью ребенка. Прислушивайтесь к нему, будьте чуткими и внимательными.
При первых тревожных сигналах обращайтесь за помощью к специалистам.
Записаться на прием или получить предварительную консультацию вы можете по телефону:
Также можно записаться онлайн на нашем сайте и администратор центра свяжется с вами в ближайшее время.
Читайте также:
Школьный буллинг
Охрана психического здоровья и терапевтические пустыни