Дисграфией называют патологическое состояние, характеризующееся нарушением письменной речи. Ребенок часто делает одинаковые ошибки, вроде перестановки или пропуска слогов, замены букв. Дисграфия у детей обусловлена нарушением когнитивных способностей, связанных с контролем письма. Для родителей важно своевременно обратить внимание на первые признаки заболевания и проконсультироваться у специалиста, поскольку в раннем возрасте нарушения письменной речи хорошо поддаются коррекции.
Врач расскажет подробнее о том, что такое дисграфия у детей. Устранением недуга занимаются неврологи, логопеды и специалисты другого профиля.
Причины дисграфии у детей
По мере взросления происходит формирование и закрепление основных навыков, связанных с высшей нервной деятельностью. Способность писать и читать во многом зависит от звукопроизношения, понимания лексических и грамматических норм языка. Если человек полностью не освоил устную речь, возникают проблемы с письмом. Дисграфия может развиваться на фоне различных дефектов произношения и восприятия речи, развивающихся при поражении головного мозга или нарушении психических функций.
Распространенные причины:
- черепно-мозговая травма;
- врожденная патология центральной нервной системы;
- поражение церебральных структур во время родов;
- воспалительный или инфекционный процесс в головном мозге;
- осложнения во время вынашивания ребенка;
- тяжелые заболевания внутренних органов;
- злокачественные или доброкачественные новообразования головного мозга;
- нарушение речевой функции у родителей или родственников;
- преждевременное освоение письма;
- острое нарушение мозгового кровообращения;
- хирургическое лечение заболеваний головного мозга.
Согласно результатам современных исследований, патогенез дисграфии обусловлен поздним распределением функций высшей нервной деятельности относительно полушарий головного мозга. Если этот процесс не завершается к началу обучения в школе, возникает патологическое состояние. Также появляются сопутствующие психоэмоциональные и когнитивные нарушения, ухудшающие качество жизни и способность к обучению.
Симптомы дисграфии
Родители обращают внимание на повторяющиеся письменные ошибки, которые нельзя объяснить снижением интеллекта, низкой успеваемостью или другими причинами. Ребенок изучает и запоминает правила родного языка, но все равно постоянно ошибается. Почерк становится неразборчивым и нестабильным из-за страха неправильно написать слово. Можно заметить изменения размера и наклона букв в пределах одного слова. Пациент сильно напрягается при письме, замедляется или чрезмерно ускоряется, из-за чего понять написанное становится еще сложнее. Сама необходимость что-то писать вызывает тревогу и стресс.
Типичные признаки:
- Пропуск или замена букв/слогов. Пациент часто путает похожие буквы, вроде Ш и Щ.
- Неправильное написание слов, обусловленное трудностями с их обособлением и выделением. Ребенок пропускает пробелы между словами, не может отличить приставку от предлога.
- Несогласованность слов в предложении. Ребенку сложно правильно склонять слова при письме.
У большинства детей с дисграфией диагностируют дефекты звукопроизношения: дизартрию, дислалию, алалию и другие. Также больной может картавить или шепелявить.
Как диагностировать дисграфию у детей
В первую очередь рекомендуется обратиться к логопеду для целостной оценки речевого развития и выявления отдельных дефектов. Такой специалист при необходимости предложит посетить невролога. Врач собирает анамнестические сведения, осматривает пациента, оценивает состояние устной и письменной речи. Во время консультации доктор исключает наличие других когнитивных нарушений.
Дополнительные этапы обследования:
- оценка состояния артикуляционного аппарата;
- выявление преобладающей руки;
- оценка мелкой моторики;
- исследование способности понимать и воспроизводить устную речь.
Иногда невролог назначает инструментальные исследования для исключения признаков поражения головного мозга. Это может быть компьютерная или магнитно-резонансная томография, электроэнцефалография или другая процедура. Назначается консультация отоларинголога и офтальмолога. Выполняются дополнительные тесты для обнаружения типичных ошибок.
Лечение и прогноз
При своевременном обнаружении заболевание хорошо поддается коррекции. Требуется длительная работа с логопедом для устранения дефектов звукопроизношения, расширения словарного запаса, изучения грамматики и закрепления правильной письменной речи. Специалист должен использовать методы комплексной терапии, направленной на одновременное развитие всех когнитивных способностей. Если ребенок перенес черепно-мозговую травму, энцефалит или другое заболевание, рекомендуется также назначить физиотерапевтические процедуры и препараты по показаниям. Периодически следует повторно проходить обследование у логопеда и невролога.
В большинстве случаев специалистам удается полностью восстановить речевую функцию и повысить успеваемость у ребенка. Для этого требуется одновременно работать с логопедом, неврологом и опытными учителями. Стойкое расстройство письменной речи, не поддающееся полной коррекции, характерно для тяжелого органического поражения головного мозга или постинсультного состояния.