Коронавирусы – важные патогены для человека и животных. В конце 2019 года в Ухане (город в провинции Хубэй в КНР), выявили новый коронавирус, ставший причиной развития опасных пневмоний. Данный вирус быстро распространился, что привело к эпидемии по всему Китаю, за которой последовало увеличение числа случаев заболевания в других странах мира. В феврале 2020 года Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) обозначила это заболевание как COVID-19, что расшифровывается как коронавирусная болезнь 2019. Вирус, вызывающий COVID-19, обозначен как coronavirus тяжелого острого респираторного синдрома 2 (SARS-CoV-2). Ранее он обозначался как 2019-nCoV. ВОЗ объявила COVID-19 пандемией 11 марта 2020 года.
Могут ли дети заболеть COVID-19?
Дети всех возрастов могут заболеть COVID-19. Заболеваемость возрастает с увеличением возраста. Хотя дети обычно имеют меньший риск заражения и проверяются реже, чем взрослые, заболеваемость детей схожа с заболеваемостью взрослых. В исследованиях, в которых дети и подростки тестировались на наличие острой или перенесенной в прошлом инфекции коронавируса II тяжелого острого респираторного синдрома (SARS-CoV-2) без учета симптомов, показатели инфицирования детей в возрасте больше пяти лет были аналогичны или выше, чем у взрослых. При наблюдении в разных странах на детей обычно приходится до 21% лабораторно подтвержденных случаев.
В США на детей в возрасте до 18 лет приходится приблизительно 17-19 % от общего числа лабораторно подтвержденных случаев, о которых сообщают Центры по контролю и профилактике заболеваний (CDC). Еженедельное количество случаев, о которых сообщается в CDC, среди лиц в возрасте до 21 года увеличивалось с течением времени. На детей приходится приблизительно 15 % вновь выявленных случаев каждую неделю.
Число лабораторно подтвержденных случаев инфекции SARS-CoV-2 у детей, о которых сообщают в CDC, вероятно, недооценено, учитывая высокую долю легких и бессимптомных случаев, при которых тестирование зачастую не проводится. Используя данные общенационального коммерческого лабораторного исследования серопревалентности, предполагаемое число ежемесячных случаев заражения SARS-CoV-2 у детей было в 5 раз выше, чем число зарегистрированных случаев.
Разговор с детьми о пандемии
Пандемия – трудное время для детей и их близких. Дети находятся дома после школы или детского сада и могут беспокоиться о себе, своих близких и друзьях, заболевших от COVID-19. Родители и опекуны, члены семьи, школьный персонал и другие доверенные взрослые могут сыграть важную роль в том, чтобы помочь детям правильно понять текущую ситуацию.
При разговоре с детьми о пандемии следует придерживаться таких советов:
- начните с самоинформирования, устраните источники, распространяющие дезинформацию, ограничьте показ новостей, если это необходимо;
- сосредоточьтесь на деталях, которые наиболее важны;
- внесите изменения в распорядок дня;
- найдите время, чтобы сгладить опасения отдельными словами и вниманием;
- расскажите о правилах гигиены, организуйте веселые игры с этими правилами, новые семейные традиции.
Воспитание детей во время пандемии
Пандемия COVID-19 по-разному влияет на семьи и может быть стрессом для всех. Родители, воспитатели и дети сталкиваются с новыми проблемами, поскольку пандемия влияет на наш повседневный рабочий и домашний распорядок. Многие школы, детские сады и большинство рабочих мест были закрыты, а дети и родители внезапно стали чаще оставаться дома на полный рабочий день. Несмотря на то, что мы все стараемся сделать все возможное, адаптация к этим новым проблемам создает новые стрессы для семей.
В это время родители могут беспокоиться о развитии своего ребенка и о том, достигает ли он требуемых этапов развития. Когда родители и воспитатели испытывают стресс, им становится труднее удовлетворять физические, умственные и эмоциональные потребности своих детей.
Мероприятия для детей
Используйте эти мероприятия, чтобы рассказать ребенку о том, что он может сделать, чтобы уменьшить распространение COVID-19:
- укрепите привычку мытья рук;
- раскрась и учись (придумайте новые занятия для борьбы с коварным вирусом);
- познакомьте детей ближе с гигиеной при кашле и чихании.
Родители и воспитатели играют ключевую роль в развитии своего ребенка. Нужно прибегать к игровым формам, чтобы уменьшить стресс своего ребенка и помочь ему справиться с непонятными чувствами.
То, что вы делаете и как вы реагируете на своего ребенка, влияет на то, как он думает, чувствует, действует, развивается и учится. Любящие, последовательные и позитивные отношения помогают защитить ребенка от негативных последствий стресса.
Распознайте изменения в поведении вашего ребенка
Запишите, как изменилось поведение вашего ребенка с начала пандемии. У каждого человека стресс проявляется по-разному. Общие признаки стресса у детей включают:
- чрезмерное беспокойство или грусть;
- нездоровые привычки питания или сна;
- трудности с вниманием и концентрацией.
Когда младенцы и маленькие дети испытывают и выражают свой стресс, они могут вести себя рассеянно, тревожно или казаться незаинтересованными в происходящем. У маленьких детей это проявляется в виде истерик и гиперактивности.
Советы для детей взрослых на период пандемии
Родители и воспитатели играют важную роль в том, чтобы помочь ребенку справиться со стрессом и обеспечить ему чувство безопасности. Взрослые, понимая свою значимость, должны быть отзывчивыми.
Старайтесь приспосабливать свои ожидания. При введении новых впечатлений или проблем будьте снисходительны, особенно когда ребенок расстроен. Часто, когда маленький ребенок демонстрирует сложное или эмоциональное поведение, это его способ сказать вам, что ему нужно внимание от вас.
Создавайте возможности для качественного общения один на один с каждым ребенком. По возможности проводите время один на один со своим ребенком. Это помогает детям чувствовать себя любимыми и защищенными, а также показывает им, что они важны.
Помогайте ребенку оставаться на виртуальной связи. Дети должны поддерживать связь со своими друзьями, соседями и дальними родственниками с помощью:
- электронной почты;
- видеочатов;
- телефонных и аудиозвонков;
- социальных медиа-платформ.
Это может стать для них успокаивающим способом общения с людьми, которых они любят.
Привлекайте своих детей к созданию распорядка дня. Спрашивайте их мнение и позволяйте им принимать решения - это поможет им обрести уверенность в себе. Составьте расписание, включающее структурированные занятия, физическую активность, а также свободное время. Это поможет детям чувствовать себя более уверенно.
Играйте и занимайтесь со своими детьми. Это помогает им учиться, выражать свои чувства и укреплять уверенность в себе. Проводите время со своими детьми, участвуя в предпочитаемых ими занятиях. Если вы не находитесь в карантине или изоляции, выходите на свежий воздух, держась на расстоянии не менее 2 метров от других людей.
Называйте свои чувства. Разговор об эмоциях и причинах их возникновения может быть полезен вам и вашему ребенку.
Это поможет:
- ребенку научиться выражать свои чувства;
- родителям осознавать и реагировать на эмоции ребенка;
- создать безопасные и крепкие отношения между родителями и ребенком;
- создать лучшие условия для обучения, роста и процветания ребенка.
Возвращение в школу
Детям может быть трудно адаптироваться к структурированному школьному распорядку после нескольких месяцев физического отдаления дома.
Родители могут подготовить детей к возвращению в классную комнату следующим образом:
- рассказывая о том, как и когда мыть руки, используя соответствующие подходы;
- демонстрируя физическое дистанцирование и давая детям ориентиры для дистанцирования, например, хоккейные клюшки, указки;
- практиковать надевание, ношение и безопасное снятие масок.
Социальным и эмоциональным навыкам учат в школе. Ваш ребенок также учится этим навыкам у вас и других взрослых дома. И вы тоже можете обучать их специально.
Оставаться на связи
Лимиты и ограничения на сбор в разных регионах страны различны. Следуйте рекомендациям местного органа общественного здравоохранения относительно личных посещений и особых требований для вашего района.
Даже при физическом отдалении вы все равно можете поддерживать социальную связь. Общайтесь с членами своей семьи. Позвоните другу или пообщайтесь по видеосвязи. Вы можете попробовать групповой видеочат с несколькими друзьями. Помните, что ваши друзья и родственники находятся в такой же ситуации, как и вы, поэтому вы можете опереться друг на друга.