Дислексия — это патологическое состояние, характеризующееся нарушением навыка чтения на фоне недостаточного развития когнитивных способностей. При этом часто затронуты участки головного мозга, ответственные за восприятие прочитанного.
Дислексия у детей проявляется трудностями при распознавании письменной речи, неуспеваемостью, побуквенным чтением, проблемами с пониманием текста. У большинства пациентов одновременно диагностируют дисграфию. Для выявления болезни и составления индивидуального плана коррекции следует проконсультироваться у невролога и логопеда. Требуется комплексный подход, позволяющий одновременно улучшить письменную и устную речь.
Причины дислексии у детей
За восприятие и воспроизведение письменной речи отвечают отделы больших полушарий головного мозга. Они активно развиваются во внутриутробном периоде или после рождения. К моменту начала обучения в школе центры чтения и письма обычно развиты достаточно для получения соответствующих навыков. Задержка их формирования может быть обусловлена поражением церебральных структур или социальными факторами.
Возможные причины дислексии:
- Поражение мозговой ткани на фоне недостаточного поступления кислорода. Гипоксия быстро приводит к смерти нейронов и формированию неврологических расстройств. Такая патология возникает при осложнении родовой деятельности, фетоплацентарной недостаточности и других нарушениях.
- Механическое поражение органов центральной нервной системы. К факторам риска относят травматичные акушерские манипуляции во время родов, узкий таз у матери, замедленную родовую деятельность и внутримозговую гематому.
- Интоксикация. Если беременная женщина курит, употребляет спиртные напитки или принимает медикаменты без предварительной консультации у врача, возможно поражение головного мозга у плода.
- Нейроинфекция. Повреждают мозговые ткани во внутриутробном периоде преимущественно вирусы, вроде ветряной оспы, кори, ЦМВ и пр.
Дислексия может развиться и после рождения пациента на фоне черепно-мозговой травмы, инфекционного заболевания или нарушения работы внутренних органов. Врачи также учитывают неблагоприятную наследственность и неправильное воспитание ребенка в раннем возрасте.
Симптомы дислексии
Проявления заболевания зависят от его формы. Ребенок испытывает трудности при усвоении или чтении слов. Также специалисты обращают внимание на ограниченный словарный запас, неправильное употребление определенных слов или фраз, недостаточные навыки выражения мыслей. Дислексия приводят к неуспеваемости и замедлению темпов развития других когнитивных способностей.
Виды дислексии и ее симптомы у детей:
- Фонематическая. К признакам относят чтение по буквам, замену похожих звуков, пропуски или добавления различных частей предложения.
- Мнестическая. Ребенок с трудом распознает отдельные буквы, смешивает и заменяет их при чтении.
- Семантическая. Проявляется частичным или полным непониманием прочитанного.
- Аграмматическая. Возникают проблемы с распознаванием склонений и окончаний, наблюдается общая несогласованность слов в предложении.
- Тактильная. Дети с нарушением зрения испытывают проблемы при использовании шрифта Брайля из-за невозможности правильно распознавать слова или буквы.
- Оптическая. Ребенок путает похожие друг на друга знаки, перескакивает со строчки на строчку.
Определить виды заболевания у пациента может только логопед или детский невролог. Многие родители не сразу ведут ребенка к специалисту, поскольку считают описанные выше нарушения признаками пробелов в обучении.
Диагностика дислексии
Рекомендуется пройти обследование у логопеда при обнаружении первых признаков дислексии. Специалист соберет анамнестические сведения для обнаружения факторов риска, определит степень развития устной и письменной речи, оценит состояние других когнитивных способностей. При обнаружении неврологических расстройств пациента отправляют к детскому неврологу для выполнения специальных исследований.
Методы диагностики:
- Оценка устной речи. Логопед исключает дефекты произношения, фонематического восприятия, лексики и грамматики.
- Оценка письма. Ребенку необходимо написать текст под диктовку или переписать заранее подготовленный текст. Результаты такого теста позволяет выявить нарушения восприятия устной или письменной речи.
- Нейропсихологическое исследование. Специалист оценивает двигательные, мнестические, слуховые, зрительные и аналитические навыки, влияющие на способность читать и понимать прочитанное.
Для выявления различных форм поражения головного мозга невролог назначает электроэнцефалографию, эхоэнцефалографию, компьютерную или магнитно-резонансную томографию. При необходимости назначается консультация офтальмолога или сурдолога.
Лечение дислексии
При таком заболевании требуется комплексная коррекция, направленная на улучшение речевых и неречевых навыков. Подбирается индивидуальная схема терапии с учетом возраста ребенка, вида дислексии и других факторов. Участвовать в процессе коррекции могут педагоги, логопед, невролог и детский психолог.
Основные направления лечения:
- улучшение навыков произношения;
- расширение словарного запаса;
- обучение грамматике и синтаксису;
- нормализация зрительного восприятия текста;
- помощь в правильном распознавании отдельных слов и букв.
Требуется регулярная работа с логопедом. Специалист подбирает комплекс упражнений, позволяющий проработать часто возникающие ошибки и улучшить навыки чтения. Приступить к коррекции рекомендуется как можно раньше для предупреждения отставания в развитии и неуспеваемости. В большинстве случаев удается полностью восстановить речевые способности у ребенка.